Махинаторы Попов и Удодов вошли в руководство «Итеры»

В нефтегазовом секторе экономики России может разгореться новый скандал. На этот раз он связан будет не с распределением лицензий на месторождения, а с кадровым вопросом. Как сообщают СМИ, в руководстве газовой компанией «Итера» в последнее время отмечается концентрация людей с подмоченной репутацией и фигурантов уголовных и коррупционных скандалов. В частности обращает на себя внимание, что в «Итере» непрофильные активы курируют с недавних пор специалист по махинациям с лицензиями на разработку недр  Александр Попов и подопечный управления «Т» УЭБиПК МВД, мастер махинаторского искусства  Александр Удодов.
Александра Попова  был снят с поста главы Роснедр 4 июля. Спустя всего несколько дней Попов уже возглавлял недавно купленную газовую «дочку» «Роснефти» - «Итеру». Пост главы «Итеры» для него придерживал его бывший руководитель –первый вице-президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов. Под его руководством Попов работал еще в «Севернефтегазпроме».
Эксперты полагают, что на посту гендиректора Роснедр Александр Попов служил своим покровителям из «Роснефти». Не ставя под сомнение преданность экс-чиновника командным интересам, можно в то же время отметить, что и свою собственную игру г-н Попов в Роснедрах вел исправно. Свидетельством тому, является целая череда скандалов с выдачей лицензий на разработку ряда сырьевых месторождений.
Формальным поводом для снятия с поста руководителя  Попова, по сообщениям СМИ, стали проволочки в передаче СП «Башнефти» и «Лукойла» лицензий на месторождения имени Требса и Титова (запасы которых оцениваются в 140 млн. тонн нефти) в Ненецком автономном округе. Спустя какое-то время, после своего назначения Попов отменил приказ о передаче СП лицензий, и решение вопроса «зависло» более чем на год. Впрочем, у участников рынка и помимо этой истории накопилось множество вопросов к экс-чиновнику.
В 2012 году  Александр Попов  по-своему парой никелевых месторождений на Таймыре. «Норникель» миллиардера Владимира Потанина, являющийся основным недропользовательТаймыра, предложил за разработку месторождения «Норильска-1» самую высокую цену – $4,6 млрд. инвестиций, в то время, как другое предложение составляло  $2,6 млрд. . Не смотря на серьезную разницу цен,  лицензия на разработку досталась «Артели старателей «Амур» (входит в «Русскую платину» чеченского бизнесмена Мусы Бажаева). То есть, структуре, ранее в добыче никеля и меди не замеченной.
Незадолго до этого Александр Попов по аналогичной схеме распорядился двумя никелевыми месторождениями в Воронежской области – Еланским (350 тыс. т никеля и 40 тыс. т меди) и Елкинским (390 тыс. т никеля и 54 тыс. т меди). На этот раз победила «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК) Искандера Махмудова. «Норникель» предлагал за два месторождения 1,2 млрд. рублей, УГМК — по 180 млн. рублей за каждое.  Структуры Потанина предлагали значительно лучшие условия по капитальным затратам, инвестициям в экологию и т.п., но месторождения все равно досталась УГМК.
К слову, чеченский след обнаружился и на этих никелевых месторождениях, где партнеры УГМК – это структуры, за которыми стоят интересы чеченских предпринимателей из окружения Рамзана Кадырова и воронежского губернатора Алексея Гордеева.
По счастливому стечению обстоятельств на новом месте работы Александр Попов станет начальником девелопера Александра Удодова, в ранге вице-президента курирующего в «Итере» непрофильные активы. Г-н Удодов не оставляет надежд получить должность в Управлении регулирования и планирования закупок Минэкономики Московской области. Даром, что регулярно гоняет шайбу с подмосковным губернатором таким же хоккеистом любителем Андреем Воробьевым в подмосковном же Одинцове, в команде «Спортима». Губернатор наверняка и рад бы поделиться должностью с партнером по команде, но, видимо, уголовные дела пока не позволяют.
Дело в том, что в 2011 году г-н Удодов «засветился» в криминальной хронике в связи с делом о хищении из бюджета 1,87 млрд. руб. под видом возмещения НДС. Следователи Главного следственного  управления СКР по Москве установили, что Александр Удодов и его любовница, тогдашний  замруководителя УФНС по Москве Ольга Черничук организовали преступную схему хищений. Согласно материалам дела, летом-осенью 2010 года несколько подставных фирм обратились в московские налоговые инспекции с заявлениями о возврате им из бюджета якобы излишне уплаченных ими сумм НДС. Черничук обеспечивала положительные решения по этим возмещениям.
Все возникающие вопросы со стороны правоохранительных органов должно было решать подразделение Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России по борьбе с незаконным возвратом НДС, подчинявшееся тогда известному коррупционеру Андрею Хореву. С чем до своего скандального увольнения из органов Хорев долгие годы успешно справлялся.
 
Ведь организованная Александром Удодовым вместе с его другом и партнером Виталием Качуром схема в течение нескольких лет работала без осложнений. А возникавшие изредка осложнения дельцы устраняли, благодаря своим обширным коррупционным связям.  В начале 2000-х годов ФСБ арестовала рекордный груз контрабанды в аэропорту «Домодедово» – шестьвоздушных судов с товарами народного потребления, получателем которых является вышеупомянутый Качур, ведавший домодедовскими таможенными складами. В результате взвешивания грузов было выявлено, что реальный вес прибывших товаров в 5-6 раз превышает заявленный документально. Домодедовские таможенникивсячески саботировали проведение проверки сотрудниками ФСБ, ссылаясь на отсутствие грузчиков, транспорта и необходимых, по их мнению, формальных документов у сотрудников ФСБ. Как писал тогда известный журналист Владимир Соловьев, закончилось все тем, что весь груз в итоге был уничтожен, то есть пропал. С той поры в узких кругах за Качуром закрепилась слава одного из крупнейших контрабандистов страны.
Не удивительно, что первые схемы Удодова-Качура в начале нулевых представляли собой фиктивный экспорт с использованием «таможенного ресурса» Качура. Прикрытие по таможне обеспечивал Качур, он же организовывал подделку таможенных и товарно-транспортных документов. Банковскими же проводками крупных денежных сумм за якобы экспортируемый товар через прибалтийские банки занимался Удодов. Деньги проводились по расчетным счетам используемых для возврата НДС фирм-однодневок, а также аффилированных оффшорных компаний.
Воровская схема была полностью опробована в 2002 году на возмещении НДС за фиктивное производство детских игрушек в ГНИ №5 Москвы. Руководителем инспекции была Ольга Черничук, с которой Удодов тогда и сблизился. Начиная с 2005 года, юристы Удодова возмещали НДС практически во всех налоговых инспекциях Москвы и Московской области.
К тому времени Удодов и Качур тесно сдружились с нынешним главой ФНС Михаилом Мишустиным. К слову, Мишустин – это еще одни хоккейный VIP-партнер Удодова по «Спортиме». Дружба сложилась настолько крепкой, что теневых дельцов вместе с Мишустиным порой включали в правительственные делегации во время официальных зарубежных визитов.
Не случайно, что когда в 2011 году Александр Удодов и Ольга Черничук оказались под статьей в рамках уголовного дела по хищениям НДС, «отмазывать» их бросились всем миром. Мишустин употребил все свое влияние, чтобы воспрепятствовать следственным действиям. Обыски у г-жи Черничук ФНС оспаривала в прокуратуре. Со своей стороны Андрей Хорев и другие союзники сумели повернуть дело таким образом, что Удодову и Черничук удалось избежать ответственности, заменить их другими подозреваемыми, а затем и вовсе похоронить дело.
Возможности решать вопросы в правоохранительных органах, у Хорева после увольнения с «волчьим билетом» из МВД, очевидно, несколько ослабли. Но свято место пусто не бывает. С прикрытием по линии силовиков у Удодова все в порядке. Источники в его окружении уточняют, что теперь его «крышует» управление «Т» УЭБиПК МВД, бывшее ОРБ-4 ДЭБ МВД. Обладая такой «крышей», влиятельным начальником в лице Александра Попова, дружеской поддержкой высокопоставленных партнеров по хоккейной площадке и юридическом сопровождении в лице партнера White&Case Григория Чернышова, да еще и под вывеской «Итеры», Александр Удодов может выдохнуть с облегчением.
Теперь участники рынка и наблюдатели гадают, случайно ли, что «Итера» собирает в топ-менеджменте людей с подмоченной репутацией, таких как Удодов и Попов? Или в компании намеренно формируется специальная команда для решения каких-то специфических задач. Если да, то каких?
Своеобразную интригу этим вопросам придает и тот факт, что по информации из правительственных источников, «Роснефть» вот-вот покинет Эдуард Худайнатов первый вице-президент компании, возглавлявший до Попова «Итеру».