А из нашего окна могила Тургенева видна: рядом с Волковским кладбищем собираются разбить очередной «человейник»

Очередной жилой квартал решили соорудить во Фрунзенском районе на берегу реки Волковки рядом с Литераторскими мостками. Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга уже согласовал архитектурный облик домов на набережной реки Волковки, подготовленный бюро «А.Лен». Судя по иллюстрациям проекта, город получит очередной «человейник», на этот раз пыльного цвета, на площади более 2,12 га. Три здания построят не выше 32 м. Первые этажи как обычно уйдут под магазины и прочую коммерцию.  


Как утверждает «Деловой Петербург», участок промышленной зоны, на котором появятся многоэтажки, принадлежит ООО «Сигма» — правопреемнику ЗАО «Петротранс». Именно эта контора смогла приватизировать автоколонну № 1106, располагавшуюся по адресу набережная Волковки, 13–15. Остатки былой роскоши в виде советских построек до сих пор сохранились на этой территории. Год назад единственным учредителем «Сигмы» стало ООО «Вестленд», связанное с девелоперским холдингом «Альянс-Инвест». Этой осенью в капитал компании вошёл ЗПИФ УК «Доходъ». Новые владельцы получили градостроительный план земельного участка 18 октября 2022 года, и меньше чем за две недели согласовали архитектурно-градостроительный облик зданий, которые появятся на месте бывшей автобазы. 
 
Судя по всему, набережная реки Волковки строительством всего трёх высоток не отделается. Вплоть до Волковского кладбища здесь будут строить один дом за другим. Большой вопрос, понравится ли будущим жильцам любоваться в окно на могилы, среди которых памятники таких знаменитых писателей как Иван Тургенев, Михаил Салтыков-Щедрин, Иван Гончаров, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Александр Куприн, Николай Лесков, Ольга Берггольц и другие. Из-за обилия знаменитостей, здесь похороненных, некрополь даже получил название «Литераторские мостки». Волковское кладбище разбили в не самом подходящем для этого месте – на берегу реки, которая периодически сильно разливалась, и местным работягам приходилось рыть траншеи для отвода воды. Через них перекидывали деревянные мостки, так что название быстро укоренилось среди местных жителей. Люди постоянно приходят сюда, чтобы почтить память любимых авторов. Масштабное строительство возле этих могил горожане встретили не очень доброжелательно. Не получится ли так, что теперь к памятнику Тургеневу или надгробию Берггольц придётся продираться сквозь густозаселённый район по типу Девяткино – никто не берётся утверждать. 

Промышленных зон в Санкт-Петербурге в избытке, огромные площади простаивают без дела во всех районах города. Так, в своем исследовании от 2016 года архитектурное бюро MLA+ называет «серый пояс» промзон Петербурга «третьим городом». Чего стоит одна Горская, оставшаяся не у дел после окончания строительства дамбы. Довольно быстро производственные цеха на её территории развалились, а в последние годы местные жители и вовсе превратили живописный берег на берегу Финского залива в несанкционированную свалку. 
 
Фото: Кирилл Иванов

Компания «Мегалайн» договорилась с городом провести рекультивацию земель, и превратить Горскую в инновационный центр. Планировалось сохранить промышленное назначение земель - часть участка собирались выделить под производство и склады в формате Light Industrial. Остальное предполагалось отдать для возведения IT-деревни, общественных и деловых пространств, гостинично-сервисной инфраструктуры. Масштабный проект оценивался в 60 млрд руб., все затраты инвестор собирался взять на себя. Открытие такого центра дало бы Санкт-Петербургу 17,5 тысяч рабочих мест и развивало бы импортозамещение. Но руководство города в какой-то момент посчитало, что куда важнее на этом месте построить элитный яхт-клуб и торговый центр, и этим летом разорвало все соглашения с инвестором. С тех пор свалка на берегу Финского залива никуда не делась.

С таким наплевательским отношениям Смольного к нуждам бизнеса, стоит ли удивляться, что желания простых горожан для девелоперов мало что значат. И культовые для многих петербуржцев Литераторские мостки не станут стоп-линией для появления очередных безликих кварталов, метр за метром «отъедающих» у Санкт-Петербурга его историю.