Волонтерское движение набирает силу в Новосибирске

© Pixabay.com
Круглый стол Экспертного клуба Новосибирска, посвященный обсуждению проблем и перспектив волонтеров и волонтерского движения, вызвал немалый интерес, что вполне понятно, ведь волонтёрское движение в Новосибирской области объединяет более 15 000 участников. Ежегодно активисты в регионе организуют, поддерживают и сопровождают более 200 мероприятий, поэтому неудивительно, что область вот уже два года подряд выигрывает общероссийский конкурс «Регион добрых дел».

Волонтерское движение в регионе имеет самые разнообразные формы – об этом говорит и сам состав участников мероприятия: представители официальных структур, благотворительной организации «Больничные клоуны», некоммерческого партнерства по оказанию помощи людям, оказавшимся в экстремальной ситуации «ВолонтерСиб», инициативной группы «Поможем реке Издревая», «Русфонда»…

Руководитель проекта «Волонтерское движение Новосибирской области» Анна Шубина считает, что есть немало успехов, но есть и проблемы. Одной из главных она называет разобщенность различных волонтерских организаций и до сих пор бытующее мнение, что волонтеры – это молодые люди, которым больше нечем заняться… Поэтому одной из важнейших задач является грамотное информирование общества о целях и задачах волонтерского движения, а не просто распространение информации о том, как можно поучаствовать в том или ином проекте.

По мнению экспертов отношения волонтерских структур с органами власти в городе и области сегодня носят системный характер, и есть ясность, где и как решать существующие проблемы. Об этом говорила руководитель комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска Ирина Соловьева, которая еще раз подчеркнула разнообразие волонтерской среды: «Нужно понимать, что это не юные студенты или пенсионеры, которым делать нечего – есть очень разные формы волонтерства».

По ее мнению, сегодня есть проблема отношения к волонтерству в самом обществе: оно, во многом, является потребительским, что очень вредит развитию волонтерства: «Нужно очень бережно относиться к волонтерам, чтобы не сломать хрупкую мотивацию». В дискуссии звучали вопросы об отношении волонтерства и денег: все эксперты подчеркнули, что волонтеры принципиально не берут денег за оказанную помощь, а единственной наградой для них является простая человеческая благодарность. Считать же оплатой майки для волонтеров или организацию транспорта для их доставки к местам проведения мероприятий было бы, по меньшей мере, странно.

Екатерина Кузнецова, представитель «Русфонда» в Новосибирске рассказала о мотивах волонтеров, о которых они сами сообщили в ходе социологического опроса: «Мы так воспитаны», «За всех переживаем», «Это - моральный долг», «Хочется сделать что-то важное в жизни».

Вопрос в том, как правильно использовать эту энергию добровольцев? Новосибирский политик Андрей Гладченко считает, что сначала нужно четко определиться с определениями и посмотреть законодательную базу. Важно понимать также специфику волонтерства в разных сферах. Например, благотворительная организация «Больничные клоуны» в Новосибирске работает с 18 профессионалами и 30 волонтерами, причем область приложения сил у них разная. Руководитель проекта «Волонтерское движение Новосибирской области» подтвердила, что нормальная организация процесса не допускает никакой отсебятины. Например, участие студентов-медиков в различных мероприятиях строго регламентировано: все волонтеры знают, что им можно делать и чего нельзя.

Юлия Колеватова – представитель экологического направления в волонтерстве – рассказала, как казалось бы местечковая тема постепенно привлекает все большее внимание, а сами волонтеры растут вместе с масштабами новых задач. Примеров подобных можно привести немало, и, в целом, как заключили участники дискуссии, волонтерское движение в регионе набирает силу и опыт сотрудничества с властными структурами. Общество поддерживает волонтеров, поскольку, по словам Ирины Соловьевой, «оно понимает, что милосердие должно вернуться, что нужно делать добро и просто помогать людям».