Путь к неуспеху: русской диаспоре за рубежом не стоит рассчитывать на поддержку Россотрудничества

© Pixabay.com
Кадры с поэтических вечеров, конкурсов, чаепитий и кинопоказов, отчеты о проведенных встречах и запланированных мероприятиях — материалы, которыми в избытке делится с общественностью Россотрудничество на своем официальном портале.

В тоже время глава организации Евгений Примаков охотно дает интервью на разлитых телеканалах и крупных площадках вроде ПМЭФ, где говорит о новых планах, но не упоминает ничего о реальных проблемах россиян за рубежом.
В то же время русскоязычное меньшинство на территории других государств все еще продолжает преследоваться, а непосредственно граждане РФ содержатся в иностранных тюрьмах.

Только в 2019 году от ущемления гражданских прав в других странах пострадали около 200 тысяч россиян, а в 2020 — свыше 330 тысяч. Об этом говорит статистика Совета по правам человека (СПЧ).

Россотрудничество является основным инструментом «мягкой силы» страны, аппаратом по защите национальных интересов в других государствах, располагающим эффективными методами помощи соотечественникам. Тем не менее, за год нахождения Евгения Примакова у руля данного агентства, путь к этому даже не обозначился. Формально организация существует, но вот ее деятельность так и не преодолела порога «балалаечной дипломатии» и организации китчевых культурно-досуговых мероприятий.

В то же время распространившаяся по миру 30-миллионная русская диаспора, уступающая по своей численности только китайской, нуждается в помощи со стороны РФ.

Полное наименование Россотрудничества — Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. А неформальное — «Русский Дом». Но вряд ли можно сказать, что фактическая деятельность организации отвечает сути своих названий.

Так, например, в настоящее время в США в тюремном заключении находятся россияне Виктор Бут и Константин Ярошенко, осужденные там по уголовным делам. На официальном сайте организации нет никакой информации о них, как и анонсов о мероприятиях, направленных на репатриацию соотечественников домой.

Также федеральное агентство не проявило себя и во время январского ареста журналиста Ильи Варламова, издателя «Медиазоны» Петра Верзилова и еще троих россиян в Южном Судане. О работе над их освобождением заявляла официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, но не глава Россотрудничества Евгений Примаков.

Аналогичным образом события развивались во время ареста зимой 2020 года сотрудников НТВ репортера Алексея Петрушко и оператора Ивана Малышкина в Турции.

Что касается помощи русскоязычным гражданам других государств — «Русский Дом» и тут не преуспел.
В августе 2020 году на Украине задержали преподавателя Татьяну Кузьмич по обвинению в госизмене. Под давлением СБУ преподавательница русского языка оговорила себя.

Тогда Россотрудничество решило взяться за выполнение своих прямых обязанностей и вступиться за нее. Но в этом случае все ограничилось лишь направлением в международные правозащитные институты вроде Совета по правам человека ООН и ОБСЕ запроса с «просьбой обратить внимание» на данный уголовный процесс ради призыва Киева к проведению «прозрачного и независимого» расследования.

Уже весной 2021 года после очередного скандала с украинским Минкультом, российское агентство было внесено в санкционный список, а его филиал в стране был закрыт.

При этом Россотрудничество до сих пор не добилось открытия «Русских Домов» в Прибалтике, где русскоязычное население все еще преследуется, а в отдельных случаях даже не имеет полноценного гражданства.

Зато после своего назначения на пост главы агентства Примаков успел сделать его ребрендинг, создать новый сайт, провести конкурс на сочинения неформального названия (которое и так уже давно было в ходу) и провести внутреннюю реорганизацию.
Все это пока так и не привело к решению старых проблем организации, которые дополнились новыми.